В лекции рассматриваются источники магической прозы, делается акцент на традиции литературы романтизма, мистические поиски рубежа XIX–XX вв. Особую роль в становлении магической прозы сыграли философские поиски Е.П. Блаватской, Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенского (в т.ч. их художественные тексты). Проводится различие между мистикой и магией в художественном творчестве, показана роль фантастики. В основу определения понятия «магии» легли работы А. Белого («Магия слов»), П. Флоренского («Магичность слова»), а также исследования Дж. Фрэзера, Б. Малиновского и др. Отмечается особенность русского «магического реализма» на примере творчества С.А. Клычкова. Выделены четыре типа магической прозы 1920-х гг.: психологический (А.С. Грин), эстетический (П.П. Муратов), гофмановский (А. Чаянов), научно-философский (С.Д. Кржижановский), исторический (И.С. Лукаш). Представлены основные сюжетные схемы: двойничество, демонические маги и маги-помощники, оживающие куклы, карты, портреты, зеркала и др. в 1920-е гг. появляется особая разновидность – «псевдомагические» сюжеты, представленные в творчестве Г. Иванова, С. Заяицкого, А. Грина, М. Булгакова и др. Их источником во многом стали пародии на спиритические сеансы. Магическая проза находит продолжение и в современной литературе, наиболее яркие представлены в творчестве В. Орлова, М. Петросян, Н. Абгарян, Е. Некрасовой, А. Сальникова и др.
Лектор - Елизавета Апалькова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН, преподаватель филиала РГГУ
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.