Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Доклад Татьяны Валерьевны Литвин, кандидата философских наук, доцента, автора монографии «Время. Восприятие. Воображение» (СПб., 2013). Семинар "Русская философия" в "Доме А.Ф. Лосева"
Доклад посвящен философскому рассмотрению учения о времени Августина, возникшего в контексте неоплатонической гносеологии. Неоплатонизм был не только языком передачи христианских идей, но и открытой эпистемой, в которой создавались новые способы рефлексии и отношения к миру.
Сформированные в поздней античности идеи осмысления креационизма надолго определили как христианскую герменевтику, так и философско-литературоведческие штудии. Раскрывая характер мировоззрения той эпохи, А.Ф. Лосев отмечал, что «неоплатонизм … детище последнего этапа эллинистически-римского мира, и потому он преодолевает все соблазны чистого субъективизма и в его свете трактует и всю старинную мифологию во всей ее буквальности, возвращаясь тем самым к доклассическим временам вполне непосредственного и дорефлективного сознания».
Можно ли передать это возвращение современным языком? Эпоха перехода античных форм мышления в христианское вероучение – самая многомерная и для истории философии, и для любого культурологического подхода. Неудивительно, что феноменологический метод, нацеленный в том числе и на толкования дорефлексивного опыта сознания, оказывается близок неоплатонизму.
В докладе будет рассмотрена рецепция неоплатонического учения о времени и вечности, на материале одиннадцатой книги «Исповеди» Августина и его сочинения «О Книге Бытия, против манихеев». Ключевыми для анализа являются: соотношение вечности и времени, проблема «происхождения» времени, подобия творения прообразу в неплатонической постановки вопроса (Эннеады 3.7).
Кроме того, с учетом феноменологической интерпретации будет поставлен вопрос об онтологии времени и творения у Августина, в рамках которой восприятие времени обнаруживает гносеологическую и структурную взаимосвязь с механизмами памяти.